https://sadik-spb.ru/__scale/uploads/s/o/f/g/ofg7nvjeq65v/img/autocrop/428d8345324c305125865f5bf37807a5.jpg?quality=75&width=390&webp=1

Сказкотерапия — это удивительный инструмент, который я открыл для себя уже будучи взрослым, когда в моей жизни появились собственные дети. Я родился и вырос в многодетной семье, где постоянно кипела жизнь: дети, учеба, работа. Позже я помогал воспитывать племянников и племянниц. И вот теперь, когда у меня появились свои дети, мне стало интересно погружаться в вопрос их воспитания и развития. Одна из тем, которая особенно меня захватила, — это сказкотерапия.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это метод психологической работы с детьми и даже взрослыми, основанный на использовании сказок. Звучит просто, но на самом деле этот инструмент многогранен. Сказка — это не просто история на ночь. Это модель мира, где ребенок может видеть решения своих проблем, находить поддержку и вдохновение. Через сказки можно говорить с детьми о сложных темах: страхи, дружба, любовь, потери и даже о том, как справляться с разочарованиями.

Мне кажется, что в нашем детстве сказки тоже играли важную роль. Я вспоминаю, как бабушка рассказывала нам с братьями и сестрами народные сказки. И хотя тогда мы не осознавали, как они на нас влияют, сегодня я понимаю, что именно эти истории формировали наше восприятие мира, помогали развивать фантазию, учились различать добро и зло.

Какие сказки рассказывать детям?

Теперь, когда я сам рассказываю сказки своим детям, я задаюсь вопросом: какие именно истории стоит выбирать? И тут, наверное, нет универсального ответа. Но я для себя выработал несколько критериев.

Это интересно: сказкатерапия для детей

Во-первых, важно учитывать возраст ребенка. Для малышей лучше подойдут простые и понятные истории с яркими образами. Например, русские народные сказки — идеальны для первых лет жизни. Такие сказки, как «Колобок» или «Теремок», просты по структуре, повторяются и помогают развивать память и внимание.

Во-вторых, я стараюсь выбирать сказки с позитивным посылом. Это не значит, что в них не должно быть конфликтов или трудностей. Но важно, чтобы герой всегда находил выход из сложной ситуации, и чтобы в конце была надежда и радость. Например, сказки Андерсена, такие как «Гадкий утенок» или «Стойкий оловянный солдатик», прекрасно учат детей терпению, упорству и тому, что даже из трудной ситуации можно выйти победителем.

Какой должна быть сказка для дошкольников?

Особенно интересно наблюдать, как дети реагируют на сказки в возрасте 3-6 лет. Это период активного развития воображения и эмоционального мира ребенка. Поэтому сказки для дошкольников должны быть не только интересными, но и полезными с точки зрения воспитания.

Главное, чтобы сказка была не слишком длинной, но достаточно содержательной. В ней должно быть яркое повествование, динамичные события и, конечно, нравственный посыл. Прекрасный пример таких сказок — истории о животных. Они помогают детям не только развивать эмоциональный интеллект, но и учат их сопереживанию, эмпатии. Например, сказка «Репка» — это про единство, про то, как важно работать вместе, помогать друг другу.

Лично я также стараюсь добавлять в рассказы что-то из личного опыта, например, маленькие истории про нашу семью. Дети обожают слушать про то, как папа в детстве лазил по деревьям или как я помогал своей бабушке с огородом. В таких историях есть живое тепло, и дети чувствуют себя ближе к взрослым.

Какие сказки подбирать для детей?

Сегодня, кроме народных сказок, существует масса современных авторских произведений, которые могут быть интересны детям. Я обожаю читать с детьми книги современных писателей, например, истории Юрия Коваля или Успенского. Эти книги не только развлекают, но и учат важным жизненным урокам. В них есть доброта, юмор и мудрость.

Однако, важно не перегружать ребенка слишком сложными или эмоционально насыщенными историями. Моя дочь, например, очень впечатлительная. Однажды я рассказал ей сказку, где герой сталкивался с большими трудностями, и она потом долго переживала за него. После этого случая я стал внимательнее выбирать сказки, обращая внимание на эмоциональный фон и возрастные особенности детей.

Опыт воспитания детей в Санкт-Петербурге

Живя в Санкт-Петербурге, я открыл для себя, что сегодня существует масса возможностей для того, чтобы воспитывать детей разносторонне. Одним из мест, которое мне особенно запомнилось, стал детский сад Мими Дом. Мы с женой долго выбирали садик для нашего ребенка, и Мими Дом покорил нас своим комплексным подходом. Здесь есть не только стандартные занятия, но и кулинарные мастер-классы, детские театры и игровые занятия. Я вижу, как ребенок приходит домой с горящими глазами после очередного театрального представления или кулинарного урока. Этот опыт помогает развивать воображение и творческое мышление, что, как мне кажется, прекрасно дополняет нашу домашнюю сказкотерапию.

Воспитание детей — это сложный и ответственный процесс, но, возможно, самое важное, что мы можем дать нашим детям — это внимание, любовь и правильные сказки. Сказкотерапия — это простой, но очень мощный инструмент, который помогает воспитывать детей через творчество и воображение. И для меня, как для отца, нет ничего важнее, чем видеть, как мои дети растут счастливыми и уверенными в себе.